Аналитический отчет по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за 2014 год на территории Чеченской Республики

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по анализу состояния конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) за 2014 год на территории Чеченской Республики

 

I. Общие положения

 

        Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике на основании поступившего заявления гражданина от 27.08.2015 № 1748, на действия Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-ГАРАНТИЯ» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО) за 2014 год.

         Анализ проводился в целях выявления хозяйствующих субъектов, действующих на рынке ОСАГО, и определения их положения (долей) на рынке в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений ими доминирующим положением.
          Анализ товарного рынка услуг ОСАГО проводился в соответствии со следующими нормативными документами:

          1. Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1);
          2. Федеральным законом Российской Федерации от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон № 40-ФЗ);

          3. Федеральным законом Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

          4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 359 «Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 359);

          5. Порядком проведения анализа конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Приказ ФАС России № 220);

          6. Положением о Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 № 431-П (далее – Правила ОСАГО);

          7. Приказом МВД РФ от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – Приказ МВД РФ № 1001), а также иными документами.

           В качестве источников исходной информации при анализе исследуемого рынка использовалась информация, размещенная на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации (www.cbr.ru) в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Субъекты страхового дела», «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах» (статистика за 2014 год).

 

II. Временной интервал исследования товарного рынка

 

   В соответствии с пунктом 2.1 Приказа ФАС России № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

           В связи с тем, что для целей проводимого анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, в соответствии с пунктом 2.2 Приказа ФАС России № 220 проводился ретроспективный анализ товарного рынка.

           В соответствии с частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции и пункта 2.1 Приказа ФАС России № 220 наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

           В сети Интернет на официальном сайте Центрального банка
Российской Федерации (www.cbr.ru) в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Субъекты страхового дела», «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах» размещены сведения о страховых премиях по субъектам Российской Федерации в разрезе страховщиков за 2014 год.

           Таким образом, в соответствии с целью проводимого исследования временной интервал определен периодом не менее чем один год (пункт 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пункт 2.1 Приказа ФАС России № 220), с учетом сложившихся характеристик товарного рынка (ретроспективный анализ состояния конкурентной среды) и доступности информации.

           Учитывая вышеизложенное, временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.

           В соответствии с пунктом 2.4 Приказа ФАС России № 220 все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.


III. Продуктовые границы товарного рынка

 

         В соответствии с пунктом 3.1 Приказа ФАС России № 220 определение продуктовых границ – это процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке, которая включает:

         - предварительное определение товара;

         - выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

         - определение взаимозаменяемых товаров.

         Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
         В соответствии с пунктом 3.4 Приказа ФАС России № 220 предварительное определение товара проводилось на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, введенного в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст (далее – ОКВЭД), нормативных актов, регулирующих деятельность, связанную с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Закона № 4015-1 и Закона № 40-ФЗ).

         Деятельность по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств регулируется Законами № 4015-1 и № 40-ФЗ.
         В соответствии со статьей 2 Закона № 4015-1 страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

         Страховая деятельность (страховое дело) – сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (статья 2 Закона № 4015-1).

         Согласно статье 32.9 Закона № 4015-1 данная деятельность является отдельным видом страхования и осуществляется страховыми организациями на основании лицензии, выданной органом страхового надзора.
          Статьей 3 Закона № 4015-1 установлено, что страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
           Кроме того, деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании части 4 статьи 3 Закона № 4015-1 регламентирована Федеральным законом № 40-ФЗ.

            Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности) - вид страхования ответственности, который в России появился с 1 июля 2003 года с вступлением в силу Закона № 40-ФЗ.
            ОСАГО вводилось как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причиненного владельцами транспортных средств. Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца автотранспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании автотранспортного средства на территории Российской Федерации. К страховому риску по ОСАГО относится наступление гражданской ответственности при дорожно-транспортных происшествиях.

           Порядок осуществления обязательного страхования, в соответствии со статьей 15 Закона № 40-ФЗ включает процедуру оформления договора страхования.
           Договор обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств (далее – договор обязательного страхования) в соответствии с Законом № 40-ФЗ – договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

           Согласно пункту 1.5 Правил ОСАГО владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.

           Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом № 40-ФЗ, и является публичным.

           В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.         

           Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

           Цена товара, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

          При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования.

          В соответствии с ОКВЭД деятельности по ОСАГО соответствует код 66.03.3 – «Страхование ответственности».

          Товаром на исследуемом рынке является комплекс услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предварительно услуга (товар) определен как предоставление услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.  Выдача полиса ОСАГО представляет собой предоставление страховыми организациями финансовой услуги.

            Пунктом 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

            В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 4015-1 страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования.
           Частью 1 статьи 4 Закона № 40-ФЗ установлено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств.
           Таким образом, заключение договора ОСАГО является обязательным условием для владельца транспортного средства и соответственно является обязательным видом страхования.

           При заключении договора обязательного страхования страховщик (страховая организация) вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, а также вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Закона № 40-ФЗ. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

           В соответствии со статьей 8 Закона № 40-ФЗ, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

          Частью 5 статьи 4 Закона № 40-ФЗ также предусмотрено, что владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию.

           Соответственно, нормы действующего законодательства, в том числе страхового, не содержат иные обязательные требования к владельцу транспортного средства по обязательному заключению договоров обязательного или добровольного страхования.

          Деятельность по оказанию услуг ОСАГО является лицензируемой, поскольку в соответствии со статьей 32 Закона № 4015-1 право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию.

          Лицензирование страховой деятельности осуществляется в целях защиты интересов и прав страхователей, страховщиков и государства, и является способом государственного регулирования и контроля за деятельностью страховых организаций и соблюдения ими действующего страхового законодательства Российской Федерации. Следовательно, обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется страховыми организациями, получившими лицензию на осуществление указанного вида деятельности.
           Рассматривая вопрос о взаимозаменяемости страхования ОСАГО иными видами страхования, было установлено, что в соответствии с нормами действующего законодательства взаимозаменяемых видов страхования по отношению к страхованию ОСАГО не существует.

           Страхование ОСАГО осуществляется на особых условиях, установленных Законом № 40-ФЗ и разработанными в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и владелец транспортного средства не вправе заменить заключение договора ОСАГО договором иного вида страхования, в том числе добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

           Поскольку договор ОСАГО (приобретение страхового полиса) является обязательным видом страхования и регламентируется Законом № 40-ФЗ, данный вид не может быть заменен иным договором страхования.

           Следовательно, услуга по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств не является взаимозаменяемой.
           Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также цели проводимого исследования, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по оказанию услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (услуг ОСАГО).

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

            Географические границы рынка определяют территорию, на которой покупатель приобретает товар и не имеет такой возможности за её пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

             В соответствии с пунктом 4.1 Приказа ФАС России № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за её пределами) включает:

            - предварительное определение географических границ товарного рынка;

            - выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

             - определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

             С учетом пункта 4.2 Приказа ФАС России № 220 определение географических границ товарного рынка услуг ОСАГО производилось с учетом информации о регионе, в котором действуют хозяйствующие субъекты, оказывающие данные услуги.

             Предварительно географические границы рынка услуг ОСАГО определены как границы Чеченской Республики.

             Полис ОСАГО в большинстве своем приобретается в том регионе, где проживает владелец транспортного средства. Это связано с тем, что гражданин, приобретая очередной страховой полис ОСАГО, обращается по месту регистрации в страховую организацию. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений (пункт 24.3 Приказа МВД РФ № 1001).     Следовательно, выбор покупателя ограничивается границами Чеченской Республики.
             Следует отметить, что страховые организации, как правило, осуществляют деятельность в нескольких населенных пунктах Чеченской Республики через свои филиалы.
             Таким образом, учитывая наличие у страховых организаций филиальной сети, географические границы рынка услуг ОСАГО определяются по месту предоставления страховой услуги в разрезе субъектов Российской Федерации согласно отчетности, предоставляемой страховыми организациями в орган страхового надзора. Следовательно, границами товарных рынков услуг ОСАГО являются административные границы субъектов Российской Федерации.
            Учитывая вышеизложенное, географические границы товарного рынка услуг ОСАГО определены административными границами Чеченской Республики.


V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

           В соответствии с пунктом 5.1 Приказа ФАС России № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.
           В статье 4 Закона о защите конкуренции даны понятия товара и товарного рынка. Согласно определениям, данным в указанной статье, товар – это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами. Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

             Поскольку деятельность, связанная с оказанием услуг ОСАГО, является лицензируемой, к хозяйствующим субъектам, действующим на рынке ОСАГО, относятся страховые организации (страховщики), имеющие лицензию на предоставление данной услуги, а также страхователи.

           Страховщики – страховые организации, которые вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
             Страхователи – лица, заключившие со страховщиком договор обязательного страхования.
              В соответствии с пунктом 5.2 Приказа № 220 количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:
              - выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

              - количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

               Состав продавцов был определен на основании информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Субъекты страхового дела», «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах» (статистика за 2014 год).

               В связи с тем, что количество выявленных хозяйствующих субъектов, основано на всей доступной информации, размещенной на вышеуказанном сайте, и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном  рынке, выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции.

              Так как в соответствии с пунктом 2.2 Приказа ФАС России № 220 проводился ретроспективный анализ с изучением сложившихся характеристик товарного рынка, в состав хозяйствующих субъектов включались только  те организации, которые фактически оказывали услуги ОСАГО в течение установленного временного интервала.

               По официальным данным, размещенным на сайте Центрального банка
Российской Федерации в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Субъекты страхового дела», «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах» (статистика за 2014 год), колонка 42 таблицы 14 «Сведения о страховых премиях по субъектам Российской Федерации в разрезе страховщиков» за период январь-декабрь 2014 года в географических границах Чеченской Республики деятельность по оказанию  услуг ОСАГО фактически осуществляли следующие страховые организации – 13:

- «АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ»;

- «БАСК»;
- «ДАР»;
- «ЕВРОИНС»;
- «ИНВЕСТИЦИИ И ФИНАНСЫ»;
- «МАКС»;
- «НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА»;
- «ПАРИ»;
- «РЕСО-ГАРАНТИЯ»;
- «СЕВЕРНАЯ КАЗНА»;
- «СТРАХОВАЯ БИЗНЕС ГРУППА»;
- «ЦЕНТРАЛЬНОЕ СО»;
- «ЭНИ».
 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих
субъектов на рынке

 

            В соответствии с Разделом VI Приказа ФАС России № 220 произведен расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

           Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке в соответствии с пунктом 6.1 Приказа ФАС России № 220 является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.
             Расчет объема товарного рынка услуг ОСАГО осуществлялся в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации № 359.
             Подпунктом «б» пункта 7 указанного Постановления установлено, что показателем в целях расчета объема финансовых услуг, оказываемых страховщиками, является объем собранной финансовой организацией страховой премии по каждому виду страхования за отчетный год.

             На основании пункта 6.2 Приказа ФАС России № 220 объем товарного рынка услуг ОСАГО определялся как сумма страховой премии, собранной всеми хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги ОСАГО на территории Чеченской Республики, в стоимостном выражении (тыс. руб.).

              В соответствии с пунктом 6.1 Приказа ФАС России № 220 для определения долей хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг ОСАГО, использовался показатель страховой премии в натуральном выражении (тыс. руб.).
              В соответствии с пунктом 6.3 Приказа ФАС России № 220 доля хозяйствующего субъекта, действующего на рынке, рассчитывалась как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем собранной им страховой премии от оказания услуг ОСАГО к показателю, характеризующему объем товарного рынка (общему объему страховой премии, собранному всеми страховыми организациями, оказывающими услуги ОСАГО в границах Чеченской Республики).
              Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется применительно к установленному временному интервалу, к продуктовым и географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

              Сведения об объеме товарного рынка услуг ОСАГО в географических границах Чеченской Республики и о долях хозяйствующих субъектов за 2014 год представлены в таблице 1.

              В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта  (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

             В силу части 7 статьи 5 Закона о защите конкуренции условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) поднадзорной Центральному банку Российской Федерации, с учетом ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. При этом, не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает десять процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или двадцать процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

             Условия и правила признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации № 359.

             В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 359 доминирующим признается положение финансовой организации на товарном рынке, дающее такой финансовой организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения финансовой услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

              С учетом относительного размера долей на соответствующем товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение финансовой организации, в отношении которой выполняются в совокупности следующие условия:

             - доля финансовой организации превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации;

             - доля финансовой организации на товарном рынке в течение длительного периода времени (не менее одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее одного года) увеличивается и (или) неизменно превышает 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

            Поскольку рассматриваемый товар (услуга ОСАГО) обращается не только в границах Чеченской Республики, а также на иных товарных рынках Российской Федерации, доминирующим хозяйствующим субъектом может быть признана организация, доля которой на рынке услуг ОСАГО в географических границах Чеченской Республики превышает 20%.

            Согласно данным, представленным в таблице 1:

            - в 2014 году доля на рынке ОСАГО СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» - более 20%.
            Таким образом, в отношении СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» выполняются условия признания доминирующим положения страховой организации, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации    № 359, так как доля СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» в течение 2014 года превышает 20% на рынке услуг ОСАГО.

            Следовательно, СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» занимает доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО в географических границах Чеченской Республики.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

            В соответствии с разделом VII Приказа ФАС России № 220 проводится оценка уровня концентрации товарного рынка услуг ОСАГО, проведенного в определенных продуктовых и географических границах.

            На основании пункта 7.1 Приказа ФАС России № 220 для определения уровня концентрации рынка товарного рынка рассчитываются следующие показатели: коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

            CR рассчитывается как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

            HHI определяется как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.


            В соответствии с подпунктом «а» пункта 7.1 Приказа ФАС России № 220 коэффициент рыночной концентрации (CR) рынка услуг ОСАГО рассчитан исходя из данных о долях крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке в установленных географических границах, представленных в таблице 2:

«ДАР», «ЕВРОИНС», «РЕСО-ГАРАНТИЯ».

           В соответствии с подпунктом «б» пункта 7.1 Приказа ФАС России № 220 индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитан как сумма квадратов долей всех хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке услуг ОСАГО в установленных продуктовых границах.

 

           Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг ОСАГО представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2


Показатели уровня концентрации товарного рынка услуг ОСАГО

 

Показатели

2014 год

           CR3

95,33 %

                    HHI

2587

 

            В соответствии с критериями значений коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана, определенными в пункте 7.2 Приказа ФАС России № 220, рынок услуг ОСАГО в географических границах Чеченской Республики относится к рынкам с высоким уровнем концентрации. Показатели высокого уровня концентрации товарного рынка свидетельствуют о недостаточно развитой конкуренции на данном рынке.
           Одной из причин, препятствующей развитию конкуренции на рынке услуг ОСАГО, возможно, является наличие барьеров для входа страховщиков на рынок обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

           К качественным показателям, характеризующим структуру товарного рынка, относятся наличие (отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов и степень их преодолимости.

           В соответствии с пунктом 8.1 Приказа ФАС России № 220 процедура определения обстоятельств и действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

           - выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

           - определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

          Барьеры входа на рынок анализируются с точки зрения возможности потенциальных конкурентов стать участниками данного рынка.

          В соответствии с пунктом 8.2 Приказа ФАС России № 220 к барьерам входа на товарный рынок услуг ОСАГО относятся административные и экономические ограничения.


Административные барьеры.


          Главным административным барьером для входа на товарный рынок услуг ОСАГО является получение лицензии на право осуществления страхования.
Для получения лицензии в соответствии со статьей 21 Закона № 40-ФЗ страховщик обязан исполнить ряд требований:

          1. Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков. Услуга по заключению договоров обязательного страхования должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика (филиале).

          2. Страховщики должны быть членами профессионального объединения страховщиков, действующего в соответствии с Законом № 40-ФЗ.

          3. Необходимым требованием к страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является наличие у этой страховой организации не менее чем двухлетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев. Страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях и иметь доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

          Согласно нормам статьи 24 Закона № 40-ФЗ страховщики, действующие на рынке услуг ОСАГО, обязаны быть членами единого общероссийского профессионального объединения, которым является Российский союз автостраховщиков. В соответствии со статьей 25 Закона № 40-ФЗ Российский союз автостраховщиков устанавливает обязательные для членов объединения правила профессиональной деятельности.

 

Экономические барьеры.


           К барьерам входа на рынок ОСАГО можно также отнести экономические факторы. Главным экономическим барьером входа на рынок услуг ОСАГО является наличие полностью оплаченного уставного капитала, размер которого должен составлять не менее 120 млн. рублей. Указанное требование предусмотрено пунктом 3 статьи 25 Закона № 4015-1.

           Также страховщики и их представители должны располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях, следовательно, необходимы денежные средства для приобретения, либо аренды помещений.
            Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона № 40-ФЗ при осуществлении обязательного страхования страховщики образуют:

             - резерв для финансового обеспечения компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 18, а также пунктом 2 статьи 18 Закона № 40-ФЗ (резерв гарантий);

            - резерв для финансирования обеспечения компенсационных выплат, производимых в соответствии с подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 Закона № 40-ФЗ (резерв текущих компенсационных выплат).

            Размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов.

            Также к экономическим барьерам можно отнести наличие на рынке эффекта масштаба, который заключается в том, что вновь входящие на рынок страховые организации на первоначальный период могут иметь существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке страховые организации, и, следовательно, могут быть менее конкурентоспособными.

            Существует и такой барьер, как присутствие на рынке ОСАГО крупных хозяйствующих субъектов, которые работают уже очень давно и зарекомендовали себя как стабильные страховые организации. Поэтому страхователи обращаются в такие компании не только потому, что они исправно выплачивают компенсационные выплаты, а зачастую потому, что так исторически сложилось.
             Эти административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членства в профессиональном объединении страховщиков, высокий уровень уставного капитала и т.д. можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на рынке ОСАГО, так как они являются труднопреодолимыми.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

 

             Исследование на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств проводилось Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике в соответствии с полномочиями антимонопольного органа, определенными статьей 23 Закона о защите конкуренции, в целях определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке услуг ОСАГО на территории Чеченской Республики, а также в связи с рассмотрением поступившего заявления гражданина.

            Оценка состояния конкурентной среды товарного рынка услуг ОСАГО определялась в соответствии с Законом о защите конкуренции и Приказом ФАС России № 220.

            В качестве источников информации использовалась информация, размещенная на сайте Центрального банка Российской Федерации в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Субъекты страхового дела», «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах» (статистика за 2014 год).

            Продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств – услуги ОСАГО.

           Временной интервал анализа рынка услуг ОСАГО определен периодом с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г.

            Географические границы товарного рынка услуг ОСАГО определены территорией Чеченской Республики.

            Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем собранной страховой премии на рассматриваемом рынке в определенных географических границах.

            Состав продавцов был определен на основании информации, размещенной на сайте Центрального банка Российской Федерации в разделе «Финансовые рынки», «Надзор за участниками финансовых рынков», «Субъекты страхового дела», «Статистические показатели и информация об отдельных субъектах» (статистика за 2014 год).

           По результатам проведенных аналитических исследований установлено, что в отношении СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» выполняются условия признания доминирующим положения страховой организации, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации    № 359, так как доля СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» в течение 2014 года превышает 20% на рынке услуг ОСАГО.
           Следовательно, СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» занимает доминирующее положение на рынке услуг ОСАГО в географических границах Чеченской Республики.
           Коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2014 году составил 95,33 %. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) за 2014 год равен 2587. Рассчитанные значения коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана свидетельствуют о высоком уровне концентрации товарного рынка услуг ОСАГО.

           Показания данных индексов отражает негативную тенденцию развития конкуренции на данном рынке.

           Одной из причин, препятствующей развитию конкуренции на рынке услуг ОСАГО, является наличие барьеров для входа новых страховщиков на данный рынок. Административные и экономические барьеры входа на рынок, связанные с необходимостью получения лицензии, членством в профессиональном объединении страховщиков, высоким уставным капиталом создаваемой страховой организации и т.д. можно отнести к основным причинам медленного развития конкуренции на рынке ОСАГО.

           Таким образом, по результатам проведенного анализа установлено доминирующее положение СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Чеченской Республики, поскольку доля данного страховщика на рассматриваемом рынке в течение длительного периода времени неизменно превышает 20%, что соответствует условию признания  доминирующим положения страховой организации на товарном рынке страховых услуг, определенному Постановлением Правительства Российской Федерации № 359.

            СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ» не подлежит включению в Реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее – Реестр), поскольку из пункта 8 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что финансовые организации не могут быть включены в Реестр.
            В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции страховые организации относятся к финансовым организациям, и, следовательно, не подлежат включению в Реестр.

           Таким образом, исходя из установления по результатам проведенного анализа доминирующего положения Страхового публичного акционерного общества «РЕСО-ГАРАНТИЯ» на рынке услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в географических границах Чеченской Республики, следует вывод о целесообразности осуществления государственного контроля за рыночным поведением данной страховой организации, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.