• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов) в Чеченской Республике в 2013-2015 г.г.

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

по результатам анализа состояния конкуренции

на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов) в Чеченской Республике в 2013, 2014, 2015 годах

 

17.05.2016 г.                                                                                                                                                                         г. Грозный

 

 

I. Общие положения

 

  В связи с обнаружением в действиях Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики признаков нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате проведенной плановой выездной проверки, выразившихся в заключении договора с финансовой организацией-банком без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", для оказания финансовых услуг по обслуживанию банковских карт сотрудников (зачисление денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников министерства «зарплатный проект») в целях определения состава хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, руководствуясь частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции Чеченское УФАС России проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников министерства (услуг зарплатных проектов) в географических границах Чеченской Республики в 2013, 2014, 2015 годах.

Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рассматриваемом товарном рынке осуществляется в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

Необходимым объемом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, на рынке банковских услуг является:

- определение временного интервала исследования товарного рынка;

- определение географических границ товарного рынка;

- определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;

- составление итогового документа – аналитического отчета.

Нормативно-правовая база данного исследования включает в себя следующие документы:

1.        Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

2.        Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банковской деятельности).

3.       Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее – Закон о страховании вкладов физических лиц).

4.        Инструкция Банка России от 26.04.2006 № 129-И «О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением» (далее – Инструкция ЦБ РФ № 129-И).

5.    Положение об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции, утвержденное Банком России 21.09.2001 № 153-П (далее – Положение ЦБ РФ № 153-П).

6.    ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД).

7.    ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКПД).

При анализе конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации Чеченским УФАС России использовались:

– данные Банка России «Статистика» Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе по состоянию с 01.01.2013 по 01.01.2016.

– данные Отделения Национального банка по Чеченской Республике Южного главного управления.

 

II. Временной интервал исследования

В соответствии с Порядком проведения анализа определение временного интервала исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (п. 2.1 Порядка проведения анализа).

Для целей данного исследования с учетом требований п. 2.2 Порядка проведения анализа необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке и за временной интервал исследования принимаем 2013, 2014, 2015 года.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

Определение продуктовых границ товарного рынка в соответствии с п. 3.1 Порядка проведения анализа предполагает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с ОКВЭД деятельность, связанная с предоставлением услуг зарплатных проектов, относится к классификационной группе 64.19 «Денежное посредничество прочее», которая включает:

– аккумулирование свободных денежных средств различных экономических субъектов и предоставление их от имени организации на определенных условиях;

– привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

– размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

– инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

– привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

– выдачу банковских гарантий;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, за исключением почтовых переводов.

Следует также отметить, что деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) и банковскими платежными агентами (организациями, не являющимися кредитными организациями и индивидуальными предпринимателями) эта группировка не включает (код ОКВЭД 66.19).

Перечисленные виды услуг денежного посредничества не могут считаться взаимозаменяемыми (потенциально взаимозаменяемыми) в силу их различий в составе покупателей, функциональном назначении, условиях и способе реализации услуг, в т.ч. требованиях, предъявляемых к потребителю услуг, необходимых для получения услуг документах, сроках и месте предоставления услуг. Вместе с тем, осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам и осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов потенциально могут быть взаимозаменяемыми услугами.

ОКПД включает услуги зарплатных проектов в состав классификационной группы 64.19 «Услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере прочие», подгруппы 64.19.3 «Услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере прочие, не включенные в другие группировки».

С учетом вышеизложенного предварительно продуктовые границы товарного рынка определены как банковские услуги по расчетам между физическими и юридическими лицами.

Статьей 5 Закона о банковской деятельности уставлено, что к банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

В соответствии с положениями ст. 1 Закона о банковской деятельности исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, закреплено за банками.

Банк – кредитная организация, имеющая разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России банкам в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (ст. 2 Закон о страховании вкладов физических лиц).

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 Закона о банковской деятельности. Небанковские кредитные организации, которым предоставлено право осуществлять отдельные банковские операции, могут быть двух типов: расчетные небанковские кредитные организации (далее – РНКО) и небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (далее – НДКО). Согласно п. 1.4 Инструкции ЦБ РФ № 129-И РНКО не вправе осуществлять, в частности, следующие банковские операции:

– открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

– осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам.

В силу п. 1.3 Положения ЦБ РФ № 153-П НДКО не вправе осуществлять такие банковские операции как, в частности:

– открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

– осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

В соответствии с типовыми договорами услуги зарплатных проектов как предмет договора включают открытие и ведение банковских счетов физических лиц – работников организации (наличие у организации расчетного счета в банке предполагается) и осуществление по поручению организации переводов денежных средств с ее расчетного счета на счета физических лиц – работников этой организации. Из этого следует, услуги зарплатных проектов могут осуществляться исключительно банками.

Услуга зарплатного проекта предусматривает перечисление организацией денежных средств, связанных с оплатой труда, в безналичном порядке в пользу нескольких работников одним платежным поручением с использованием реестра выплат. Функциональное предназначение услуг зарплатных проектов заключается в выплате организацией денежных средств, связанных с оплатой труда, и (или) денежных средств социального характера работникам этой организации. Данные услуги оказываются в соответствии с договором, заключенным между банком и организацией, как правило, на неопределенный срок. Минимальная/максимальная сумма, на которую оказывается услуга зарплатного проекта, договором обычно не определяется. Стоимость услуг определяется сторонами в результате переговоров, нередко устанавливается в размере 0% (0 руб.). Существуют примеры, когда банки по результатам конкурса соглашались выплатить клиенту определенную сумму за право заключения договора зарплатного проекта.

Одним из важнейших свойств услуги зарплатного проекта, определяющих выбор потребителей (приобретателей), выступает деловая репутация и надежность банка. Стоит отметить, что перечисление заработной платы на банковские карты работников считается наиболее безопасным и удобным способом. Большинство банков предоставляет ряд преференций для клиентов юридических и физических лиц при оформлении зарплатного проекта, стимулируя безналичный способ расчетов (например, льготное кредитование, снижение величины банковских комиссий, начисление процентов на остаток денежных средств на банковских картах, различного рода специальные предложения и т.д.).

 

IV. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (п. 4.1 Порядка проведения анализа).

Согласно п. 4.1 Порядка проведения анализа процедура определения географических границ товарного рынка включает предварительное определение географических границ товарного рынка; выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями); определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительно географические границы изучаемого товарного рынка определены в пределах Чеченской Республики.

Признаки нарушения антимонопольного законодательства были обнаружены в действиях Министерства труда, занятости и социального развития Чеченской Республики выразившиеся в заключении договора с финансовой организацией-банком без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, имеющее подведомственные учреждения на всей территории Чеченской Республики

На основании вышеизложенного географические границы рассматриваемого рынка определены в пределах Чеченской Республики.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии со ст. 4 (далее - Закон о защите конкуренции)  хозяйствующим субъектом признается коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в установленных географических границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В 2013, 2014, 2015 годах банковские услуги в Чеченской Республике оказывались четырьмя хозяйствующими субъектами:

 По данным Банка России «Статистика» Сведения о количестве действующих кредитных организаций и их филиалов в территориальном разрезе по состоянию с 01.01.2013 по 01.01.2016 и Отделения – Национального банка по Чеченской Республике Южного главного управления Центрального Банка Российской Федерации, на территории Чеченской Республики зарегистрированы следующие банки - кредитные организации, деятельность которых связана с банковским обслуживанием юридических и физических лиц:

Чеченский РФ ОАО «Россельхозбанк» (рег. № 3349/34);

Чеченское отделение № 8643 ОАО «Сбербанк России» (рег. № 1481/1950); 

Филиал № 10 ПАО МОСОБЛБАНК (рег. № 1751/10);

Чеченский филиал ПАО АКБ «Связь-Банк» (рег. № 1470/53), которые могли быть потенциальными продавцами на рынке услуг зарплатных проектов, имеющие отделения (офисы) в Чеченской Республике. Однако договор на оказание услуг зарплатного проекта министерством в нарушение части 1 статьи 18 Закона о защите конкуренции, без проведения открытого конкурса или открытого аукциона, в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был заключен с Филиалом «Инвест-Союз» ООО КБ «Кредитинвест», расположенным в географических границах Республики Дагестан по адресу: г. Махачкала, ул. Танкаева, д. 64 Г.

 

VI. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Результаты проведенного анализа состояния конкуренции на рынке банковских услуг по зачислению денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников (услуг зарплатных проектов) в Чеченской Республике в 2013, 2014, 2015 годах позволяют заключить, что рассматриваемый рынок относится к рынку с развитой конкуренцией.

Потребителями услуг зарплатных проектов являются юридические лица – организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие наемных работников.

Потенциальными продавцами на рынке услуг зарплатных проектов, имеющие отделения (офисы) в Чеченской Республике, являются четыре банка - кредитные организации, при условии проведения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами открытого конкурса или открытого аукциона, в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по отбору финансовой организации-банка, для оказания финансовых услуг по обслуживанию банковских карт сотрудников (зачисление денежных средств, связанных с оплатой труда, на счета физических лиц – работников «зарплатный проект»).

 

 

 

Заместитель руководителя

Чеченского УФАС России                                                                                                                      М.Б. Гойгов

 

 

 

Исполнитель:

Главный специалист-эксперт

Чеченского УФАС России                                                                                                                    Б.Д. Эдылханов