• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) Чеченской Республики за 2015 год

 

Аналитический отчет по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) Чеченской Республики за 2015 год

 

1.     Общие положения

 Анализ розничного рынка электрической энергии проведен в соответствии с пунктом 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействиях) Акционерного общества «Чеченэнерго», выразившихся в экономически или технологически не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договора поставки электрической энергии с Обособленным подразделением «Владикавказское» Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

Данный аналитический отчет выполнен во исполнение требований Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) от 25.05.2012 № 345 (далее – Административный регламент № 345).

В соответствии с пунктом 3.3 Административного регламента № 345 анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции. Порядок проведения анализа состоянии конкуренции утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее по тексту – Порядок проведения анализа).

В качестве источников исходной информации использовались материалы Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики, информация, представленная хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по передаче, купле-продаже (поставке) электрической энергии на территории Чеченской Республики.

Структура данного аналитического отчета соответствует этапам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определенным пунктом 1.3 Порядка проведения анализа. Этапы анализа определены в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа розничного рынка электрической энергии ФАС России утвержденными 21.12.2015 №ВК/73512/15.

Целью проведения анализа розничного рынка электрической энергии является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков), осуществляющих деятельность на территории Чеченской Республики.

  

2. Определение временного интервала исследования товарного рынка

 

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

За анализируемый период принят 2015 год. Выбор временного интервала обусловлен требованиями Плана, а также методическими рекомендациям ФАС России по проведению анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) утвержденными 21.12.2015 №ВК/73512/15.

  

3. Определение продуктовых границ товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Данная процедура включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств  товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, согласно пункту 3.4 Порядка проведения анализа, может быть проведено на основе: условий договора, предметом которого является рассматриваемый товар, устава, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, иного способа позволяющего однозначно определить товар.

В соответствии с рекомендациями ФАС России, а также пунктом 3.4 Порядка проведения анализа предусмотрено, что предварительное определение товара может быть проведено на основе:

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- условий договора;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности и др.

Предварительное определение товара в данной анализе проведено на основе:

1) нормативных актов, регулирующих деятельность в области электроэнергетики;

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» энергосбытовые организации - организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Данной статьей определены два типа рынков электроэнергетики – оптовый и розничный.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации.

Розничный рынок электрической энергии (далее - розничный рынок) - сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Отличием этих двух рынков служит сфера обращения электрической энергии с участием различных участников рынка.

Участниками оптового рынка являются хозяйствующие субъекты - крупные производители и крупные покупатели электрической энергии, получившие статус субъектов оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка. Участниками розничного рынка являются потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, и для перепродажи.

Деятельность по розничной продаже электрической энергии не взаимозаменяема с оптовой реализацией электрической энергией, т.к. правила функционирования этих двух рынков принципиально отличаются друг от друга, на оптовом рынке могут работать только хозяйствующие субъекты, получившие статус субъекта оптового рынка, в то время как участником розничного рынка может быть любой хозяйствующий субъект, либо физическое лицо, имеющие присоединение к сетям.

2) информации общероссийских классификаторов видов экономической деятельности;

Согласно информации «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности» ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее – ОКВЭД) деятельность по торговле электроэнергией классифицируется по коду ОКВЭД 35.14 «торговля электроэнергией».

Эта группировка включает:

         - продажу электроэнергии пользователю;

         - контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.

  3) условий договора, заключенного в отношении электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 3.5 Порядка проведения анализа, при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализируются:

         - функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

         - применение товара (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);

         - качественные характеристики, в том числе вид, сорт, ассортимент, дизайн, упаковка, реклама, особенности в системе распространения и сбыта;

         - технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, условия сборки, ремонта, технического обслуживания (включая гарантийное обслуживание), особенности профессионального использования (производственного потребления);

         - цена;

         - условия реализации, в том числе размер партий товара, способ реализации товара;

         - иные характеристики.

Рассматриваемый рынок – это сфера обращения особого товара – электрической энергии (статья 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Электрическая энергия - термин, под которым подразумевается энергия, заключенная в электромагнитном поле. Эта энергия равна механической работе, совершаемой при перемещении зарядов и проводников, в электрическом и магнитном полях. Таким образом, электрическая энергия по своим потребительским свойствам и функциональному назначению не сравнима ни с одним другим видом энергии, например, с тепловой энергией.

Согласно п.3.6 Порядка проведения анализа, выявление товаров потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности.

Согласно информации ОКВЭД деятельность по торговле электроэнергией входит в классификационную группу 35.14 – «Торговля электроэнегией». Данная классификационная группа включает один товар - электроэнергию, что также подтверждает отсутствие взаимозаменяемых товаров.

В соответствии с п.3.7 Порядка проведения анализа, определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров покупателем или готовности покупателя заменить одни товары другими в процессе потребления (в том числе производственного), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России по проведению анализа розничного рынка электрической энергии (мощности) от 21.12.2015 №ВК/73512/15, такой товар как электрическая энергия, не является взаимозаменяемым товаром.

Если не существует другого товара, функционально и качественно эквивалентного рассматриваемому, то у такого товара нет заменителей и считается, что он сам представляет товарный рынок. Учитывая, что электрическая энергия по своим потребительским, функциональным и качественным свойствам не имеет товаров заменителей, то и деятельность по ее розничной продаже также не взаимозаменяема с розничной продажей других товаров.

Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» было предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (мощность), которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую энергию и (или) их предельных уровней.

Государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, тарифы на услуги по передаче электрической энергии и цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям,  устанавливались Правительством РФ с выделением предельных уровней для населения ежегодно.

Учитывая, что розничная реализация электроэнергии не взаимозаменяема с другими видами деятельности, продуктовыми границами товарного рынка следует признать розничную реализацию электроэнергии, код вида экономической деятельности по ОКВЭД – 35.14.

 

4. Определение географических границ товарного рынка

 

Определение географических границ товарного рынка - процедура определения границ территории, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами. Данная процедура включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара покупателем (покупателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Предварительное определение географических границ товарного рынка согласно п.4.2 Порядка проведения анализа проводится на основе информации:

а) о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства;

б) о ценообразовании на рынке рассматриваемого товара или о различиях в уровнях цен на данный товар на территории Российской Федерации;

в) о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы).

Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В соответствии с методическими рекомендациями ФАС России по анализу розничного рынка электроэнергии в случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых организаций, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

В соответствии с п.5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

В Чеченской Республике статусом гарантирующего поставщика электрической энергии в 2015 году обладали три хозяйствующих субъекта:                         

Открытое акционерное общество «Нурэнерго» (Чеченская Республика,  г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 6, ИНН 2020004046 (до 01.05.2015);

 Акционерное общество «Чеченэнерго» (Чеченская Республика,  г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 6, ИНН 2016081143 (с 01.05.2015);                                       

Акционерное общество «Оборонэнергосбыт» (г. Москва, ул. Образцова, д. 4А, корп. 1, ИНН 7704731218).

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В соответствии с п. 6.1 Порядка проведения анализа расчет общего объема товарной массы в обороте за определенный период времени в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка (далее - объем товарного рынка) и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании одного из следующих показателей:

- объем продаж (поставок);

- объем поставок (отгрузок);

- объем выручки;

- объем перевозок;

- объем производства;

- объем производственных мощностей;

- объем запасов ресурсов;

- объем товара в соответствии с заключенными договорами.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

 Для определения доли хозяйствующих субъектов на розничном рынке электрической энергии Чеченской Республики использована информация Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики и гарантирующих поставщиков, работающих на указанном рынке.

Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что для целей данной работы, при определении общего объёма электроэнергии, реализуемого в пределах географических границ рынка, необходимо учитывать объёмы реализации электроэнергии только тех субъектов рынка, которые имеют возможность продавать электроэнергию неопределённому кругу юридических и физических лиц, т.е. объёмы электроэнергии, закупаемые субъектами оптового рынка для собственных нужд и для определенного круга потребителей, при определении положения хозяйствующего субъекта на рынке не учитываются.

Доля каждого хозяйствующего субъекта, действующего на розничном рынке электрической энергии определена применительно к установленному временному интервалу (2015 год), к продуктовым границам и к географическим границам рассматриваемого товарного рынка, а также к составу хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

ОАО «Нурэнерго»: объем реализации (полезный отпуск электроэнергии)  – 505 116 204 кВт⋅ч, объем продаж - 1 225 058 789,83 руб.

АО «Чеченэнерго»: объем реализации (полезный отпуск электроэнергии)  – 1 042 152 334 кВт⋅ч, объем продаж – 2 741 796 389,33 руб.

АО «Оборонэнергосбыт»: объем реализации (полезный отпуск электроэнергии) – 29 638 339 кВт⋅ч, объем продаж – 111 191 613,43 руб.

Согласно п.6.3 Порядка проведения анализа доля каждого хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитана как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Таким образом, в ходе проведения анализа установлено, что объем товарного рынка гарантирующих поставщиков в 2015 году составил - 1 576 906 877 кВт⋅ч.

Доля ОАО «Нурэнерго» на товарном рынке составляла 32,03 %.

Доля АО «Чеченэнерго» на товарном рынке составляла 66,09 %.

Доля АО «Оборонэнергосбыт» на товарном рынке составляла 1,88 %.

 

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации товарного рынка, согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа, используется коэффициент рыночной  концентрации (CR_n) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициенты рыночной концентрации и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана розничного рынка электроэнергии в Чеченской Республике по итогам 2015 года.

      Показатели

2015 год

           CR3

100 %

           HHI

5397.3434

В соответствии с п. 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000, уровень концентрации товарного рынка считается высоким.

Розничный рынок электрической энергии Чеченской Республики следует отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, т.к. в географических границах действия гарантирующих поставщиков коэффициенты рыночной концентрации CR3 составляют более 70%. Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в географических границах действия гарантирующих поставщиков составляют более 2000. Доля крупнейшего гарантирующего поставщика – АО «Чеченэнерго» в географических границах его действия составляет более 50%, т.е. он занимают доминирующее положение.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

 

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Барьеров входа на данный товарный рынок Чеченским УФАС России не установлено.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электроэнергии

 

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что конкуренция на розничных рынках электрической энергии Чеченской Республики не развита. Розничный рынок электрической энергии Чеченской Республики относится к высококонцентрированному рынку, так как доля основного участника рынка более 50 %.

Необходимо отметить, что розничные рынки электрической энергии все еще характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции. Кроме того, в случаях, когда потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, т.к. у иных энергосбытовых компаний не заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель, происходит формирование «локальных» рынков купли-продажи электрической энергии (мощности).

  

10. Выводы и предложения

 

Исходя из установления по результатам проведенного анализа доминирующего положения Акционерного общества «Чеченэнерго» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики, следует вывод о целесообразности осуществления государственного контроля за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.