• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах г. Грозного Чеченской Республики в 2016 году

Аналитический отчет

состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

в географических границах г. Грозного Чеченской Республики

в 2016 году

 

Основание и цель проведения анализа

 

Анализ состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов проведен в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, разработанными на основании Приказа ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017 - 2018 годы», в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Анализ проводится с целью оценки состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, определения хозяйствующих субъектов, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства.

 

Особенности анализа

Учитывая последовательный характер услуг по сбору и транспортированию отходов, данные услуги предоставляются одним хозяйствующим субъектом (продавцом услуг).

Сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов I-IV классов опасности осуществляется хозяйствующими субъектами, имеющими лицензии на право осуществления соответствующих видов деятельности, тогда как на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности осуществляется без лицензии.

В связи с необходимостью подготовки Рейтинга субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состояния конкурентной среды, в соответствии Методическим рекомендациями ФАС России необходимо при анализе рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов рассчитать показатели рыночной концентрации и выявить (определить) особенности в каждом конкретном регионе.

 

                                                                                              Нормативные правовые акты,

используемые при проведении анализа

 

1. Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах);

2. Федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции);

3. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании);

4. Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее - Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов);

5. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»;

6. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»;

7. Постановление Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД» (далее - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);

8. Приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)»;

9. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке);

10. Приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»;

11. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;

12. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р 53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст) (далее - Стандарт);

13. Иные нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

14. Информация, предусмотренная пунктом 1.5 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

 

  Определение временного интервала исследования

 

Временной период исследования - 2016 год.

 

  Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Предварительное определение товара

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбора опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по сбору отходов отнесена к 38 классу услуг, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

В данном классе в зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов подразделяются на группы: группа 38.11 включает услуги по сбору неопасных отходов, группа 38.12 – услуги по сбору опасных отходов. Также указанные группы включают услуги по перевозке неопасных и опасных отходов соответственно.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя,

и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми

для данного товара

 

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также необходимо учесть, что цена услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в значительной степени является для потенциального потребителя определяющим фактором при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                          Определение взаимозаменяемых товаров

 

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

 

  Определение географических границ товарных рынков

 

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка учитывается характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов считаются местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты административные границы города Грозного с населением более 100 тысяч жителей, который одновременно является и административным центром Чеченской Республики.

       

  Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарных рынках

 

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять несколько или же весь спектр услуг от сбора и транспортирования до захоронения. В связи с чем необходимо определять состав хозяйствующих субъектов в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Конкретный перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемые услуги, определены в результате анализа следующих материалов:

1) информации из реестра лицензий, представленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чеченской Республике;

2) информации из регионального кадастра отходов производства и потребления Чеченской Республики, представленных Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики.

Перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов и географические границы рынка (Приложение № 1).

 

  Расчет объема товарных рынков и долей

хозяйствующих субъектов на рынках

 

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги)  (Приложения № 3 и 4). 

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm) (Приложение № 5).

 

                                                                                                                                                          Определение барьеров входа на товарные рынки

 

Существуют экономические ограничения, такие как необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений.

 

  Определение уровня концентрации товарных рынков

 

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220  «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В рамках данного анализа при определении уровня концентрации анализируемого рынка использован коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Уровень концентрации рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в принятых географических границах определен в соответствии с критериями пунктов 7.1 и 7.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

Поскольку величина коэффициента рыночной концентрации CR2 находится в интервале 50 %  100%, а индекс Герфиндаля-Гиршмана -  в интервале 2000   HHI   10000, согласно пункту 7.2 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, уровень концентрации на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в г. Грозный Чеченской Республики в 2016 году является высоким.

 

          Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках

 

Как следует из проведенного анализа, региональные рынки услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 году в географических границах г. Грозного Чеченской Республики характеризуются неразвитой конкуренцией и высоким уровнем концентрации.