Аналитический отчет состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в пределах географических границ Чеченской Республики

                   

                                АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в пределах географических границ

                                     Чеченской Республики

 

 

                                I.   Общие положения.

 

Во исполнение пункта 6.1 Плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 – 2016 годы, утвержденного приказом ФАС России от 18.12.2014 № 790/14, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее – Чеченское УФАС России) провело обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений на территории Чеченской Республики.

Настоящий анализ проводился в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений  от 16.07.2015                      № АЦ/35796/15, разработанных на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок проведения анализа).

I. При анализе состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации о товарных рынках использованы следующие документы и информация:

-                информация, представленная Центральным аппаратом ФАС России;

-                информация, полученная от Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики;

-                информация, полученная от администраций городов и районов Чеченской Республики;

-                сведения и документы, полученные от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке;

-                Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;

-                Постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»;

-                Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ;

-                законодательные акты, регулирующие деятельность в сфере услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, государственные стандарты, технические условия и другие нормативные акты.

 

                                               Цель анализа:

 

          Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

          Установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на соответствующем рынке, согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции (далее – Закон о защите конкуренции).

 

                                 II.   Временной интервал исследования рынка.

 

Согласно части 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Пунктом 2.2 Порядка проведения анализа предусмотрено, что в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

При определении временного интервала учтено, что рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений не подвержен сезонным колебаниям, то есть является стабильным.

В соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России по анализу состояния конкуренции на соответствующем рынке, за временной интервал исследования рынка по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог принимается период 2012-2014 годы.

 

            III.   Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок — сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рамках данного исследования под товаром понимается услуга по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее - определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

-                предварительное определение товара;

-                выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

-                определение взаимозаменяемых товаров.

Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельных законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Под искусственными дорожными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

В соответствии с пунктом 18 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767.

Согласно статье 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 статьи 48 ГрК РФ.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, согласно части 5 статьи 48 ГрК РФ может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком, на основании договора, физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц.

Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.

В соответствии со статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Результаты инженерных изысканий, выполненных в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, могут быть использованы в целях подготовки и реализации проектной документации применительно к указанным объектам транспортной инфраструктуры.

Виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

Согласно части 3 статьи 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, являются застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо привлекаемые ими или техническим заказчиком на основании договора физическое лицо или юридическое лицо, которые соответствуют требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 47 ГрК РФ.

Частью 4.1 статьи 47 ГрК РФ предусмотрено, что результаты инженерных изысканий представляют собой документ о выполненных инженерных изысканиях, содержащий материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и отражающий сведения о задачах инженерных изысканий, о местоположении территории, на которой планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, о видах, об объеме, о способах и о сроках проведения работ по выполнению инженерных изысканий в соответствии с программой инженерных изысканий, о качестве выполненных инженерных изысканий, о результатах комплексного изучения природных и техногенных условий указанной территории, в том числе о результатах изучения, оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий указанной территории применительно к объекту капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции такого объекта и после их завершения и о результатах оценки влияния строительства, реконструкции такого объекта на другие объекты капитального строительства.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, принятого и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  22.11.2007 № 329-ст, услуги по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений относится к разделу K «Операции с недвижимым имуществом, аренда, и предоставление услуг», подразделу КА ««Операции с недвижимым имуществом, аренда, и предоставление услуг», классу 74 «Предоставление прочих видов услуг», подклассу 74.20 Деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки».

Услуги по инженерным изысканиям, в целях подготовки документации, относят к подклассу 74.20.35 «Инженерные изыскания для строительства».

Таким образом, предметом изучения является рынок услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог всех форм собственности, классов и категорий и искусственных дорожных сооружений.

Рынок услуг по выполнению инженерных изысканий является самостоятельным рынком.

Вместе с тем, поскольку выполнение инженерных изысканий требуется для подготовки проектной документации, проводится анализ рынка услуг по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, а также в рамках настоящего исследования дополнительно осуществляют сбор информации о хозяйствующих субъектах, выполняющих инженерные изыскания в целях подготовки проектной документации для строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений.

 

 

        IV.   Определение географических границ товарного рынка.

 

Согласно пункту 4.1 Порядка проведения анализа географические границы товарного рынка определяются, исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупателя приобрести товар (услугу) на данной территории, и отсутствия такой возможности за ее пределами.

          Географические границы рынка услуг предварительно определены, как региональные рынки (субъекты Российской Федерации), территория на которой действуют участники рынка – Чеченская Республика.

          В соответствии с пунктом 4.3 Порядка проведения анализа при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара (услуги) приобретателем (приобретателями), учитываются в числе прочих:

-                возможность перемещения товара к покупателю или покупателя к товару;

-                расходы, связанные с поиском и приобретением товара, а также транспортные расходы.

В качестве метода определения географических границ товарного рынка был выбран метод установления фактических районов продаж (оказания услуг) хозяйствующими субъектами (продавцы), осуществляющими продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

При этом для целей настоящего исследования районами продаж являются районы фактически выполненных работ.

 Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в 2012-2013 годах, в порядке,  установленном  Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2014 году.

Размещение заказа на выполнение работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурсов, аукционов, уполномоченным на это органом, выполняющим функции государственного заказчика.

В целях уточнения географических границ рынка услуг по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений использовались сведения и информация о деятельности членов СРО, действующих на подконтрольной Чеченскому УФАС России территории.

В ходе проведения анализа рынка было установлено, что на территории Чеченской Республики на рынке услуг по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений действуют два хозяйствующих субъекта: Государственное унитарное предприятие «Проектный институт» «Миндорстройпроект» (364027, Чеченская Республика, г. Грозный,  ул. им. Мирзоева, д. 18) и Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» (адрес: 364021, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-кт. А.Кадырова, д. 48, кв. 70).

Данными хозяйствующими субъектами, в период 2012-2014 годы, выполнялись работы по разработке проектной документации и инженерным изысканиям для строительства, реконструкции и ремонту дорог в отношении исключительно дорог регионального и муниципального значения Чеченской Республики.

На основании вышеизложенного за географические границы рассматриваемого рынка принимается территория Чеченской Республики, на которой действуют хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства автомобильных дорог Чеченской Республики.

 

     V.   Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке.

 

В соответствии с пунктом 5.1. Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

По информации, полученной от Министерства автомобильных дорог Чеченской Республики, на территории Чеченской Республики деятельность по разработке проектной документации в целях строительства автомобильных дорог осуществляет Государственное унитарное предприятие «Проектный институт» «Миндорстройпроект» (ИНН 2015000945, ОГРН 1022002544860, адрес: 364027, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. им. Мирзоева, д. 18).

Саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, действующих на территории Чеченской Республики не установлено.

При этом, Государственное унитарное предприятие «Проектный институт» «Миндорстройпроект» является членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение проектировщиков Южного и Северо-Кавказского округов», основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, д. 145, офис 302).  Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0242.06-2010-2015000945-П-033, выданное 11 апреля 2014 года взамен ранее выданного свидетельства № 0242.05-2010-2015000945-П-033 от 31.05.2013, протокол № 14/13. В соответствии с пунктом 1 Свидетельства, Государственное унитарное предприятие «Проектный институт» «Миндорстройпроект» имеет допуск к работам по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, включающие в себя: работы по подготовке генерального плана земельного участка; работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта; работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения.

Кроме того, деятельность по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства автомобильных дорог осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» (ИНН 2014006535, ОГРН 1122031001421, адрес: 364021, Чеченская Республика, г. Грозный, пр-кт. А.Кадырова, д. 48, кв. 70).

Саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, действующих на территории Чеченской Республики не установлено.

При этом, Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» также является и членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Объединение градостроительного планирования и проектирования» (119121, г. Москва, Земледельческий пер., 4).  Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства № П-1-12-1168, выданное 22 мая 2012 года, протокол № 1168-01 от 21.05.2012. В соответствии с пунктом 1 Свидетельства, Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» имеет допуск к работам по подготовке схемы планировочной организации земельного участка, включающие в себя: работы по подготовке генерального плана земельного участка; работы по подготовке схемы планировочной организации трассы линейного объекта; работы по подготовке схемы планировочной организации полосы отвода линейного сооружения.

Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» также является и членом саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация «Объединение инженеров изыскателей», (107023, г. Москва, пл. Журавлёва, д. 2, стр. 2, этаж 5, пом. 1).  Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства № И.005.20.1702.07.2012, выданное 02 июля 2012 года, протокол № 35096-06-2012/И от 26.06.2012. В соответствии с пунктами 1, 2 Свидетельства, Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» имеет допуск к работам в составе инженерно-геодезических изысканий, работам в составе инженерно-геологических изысканий.

По итогам проведённого анкетного опроса сделаны соответствующие выводы:

1.          В 100 % респонденты заключают договоры (контракты) на подготовку проектной документации, для исполнения которых респонденту требуется свидетельство о допуске в видам работ, выданного саморегулируемой организацией.

2.          Из 2 респондентов 1 специализируется исключительно на выполнении работ по подготовке проектной документации, 1 респондент заключает договоры (контракты) на выполнение комплекса работ: выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации. При этом указанный комплекс работ выполняется респондентом самостоятельно.

3.          В основном хозяйствующие субъекты, выполняющие работы по инженерным изысканиям, выполняют инженерные изыскания в разных сферах деятельности) (выполняют инженерные изыскания для подготовки проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, а также жилищного строительства).

4.          В основном организации, осуществляющие подготовку проектной документации, осуществляют подготовку проектной документации в разных сферах деятельности) (осуществляют подготовку проектной документации в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, а также жилищного строительства).

 

VI.   Расчёт объема товарного и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

 

          Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке.

          Объём выполненных работ Государственным унитарным предприятием «Проектный институт» «Миндорстройпроект» по подготовке проектной документации, в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2012-2014 годы в стоимостном выражении составил 54 175 531,9 руб.

          Объём выполненных работ Обществом с ограниченной ответственностью «ТехноПроект» по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям, в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2012-2014 годы в стоимостном выражении составил 33 177 487,48 руб.

           Итого общий объём работ по подготовке проектной документации и инженерным изысканиям, в целях строительства автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 2012-2014 годы на территории Чеченской Республики составил 87 353 019,38 руб., что в процентном соотношении доля каждого хозяйствующего субъекта составляет:

ГУП «Проектный институт» «Миндорстройпроект» - 62,02 % товарного рынка, ООО «ТехноПроект» - 37,98 % товарного рынка.

           

                                                VII.   Уровень концентрации рынка.

 

Определение уровня концентрации на рынке услуг по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог производилось в соответствии индексом рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

HHI = S21 + S22 + ... + S2n

для наших данных:

HHI = 62.022 + 37.982 = 5288.9608

Поскольку HHI > 2000, то данный рынок относится к высококонцентрированным рынкам (концентрация на рынке высокая).

 

 

                            VIII.    Определение барьеров входа на товарный рынок и оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

 

На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что рынок  услуг по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог на территории Чеченской Республики  по итогам работы за 2012-2014 год относится к рынку с высоким уровнем концентрации, конкуренция на данном рынке отсутствует.

В ходе проведённого анализа установлено, что на рынке услуг по разработке проектной документации и инженерным изысканиям в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог действуют два хозяйствующих субъекта: Государственное унитарное предприятие «Проектный институт» «Миндорстройпроект» и Общество с ограниченной ответственностью «ТехноПроект».

Главным барьером при вхождении новых участников на рассматриваемый рынок является необходимость наличия развитой производственной базы, позволяющей проводить требуемые виды работ для дорожной сети (дорожная техника, специализированное оборудование, наличие оборотных средств для закупки материалов, наличие высококвалифицированных специалистов, определённых технических специальностей), вхождение организации в СРО  и наличие свидетельства по допуску к определённым видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.