Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики в 2018 году

Аналитический отчет

по результатам анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики в 2018 году

 

1. Общие положения.

      Анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) (далее – Анализ) проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, с пунктом 3.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 29.12.2018 № 1929/18.

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) использовались:

- данные официальной статистической информации;

- сведения, полученные от Государственного комитета цен и тарифов Чеченской Республики;

- данные собственных исследований антимонопольного органа;

- данные ранее проведенных антимонопольным органом исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;

- данные иных источников, предусмотренных приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик розничных рынков электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) является 2018 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка: «электрическая энергия

(мощность)»

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, определение товара может быть определено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД), ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденном Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, установлен Раздел 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 35.14), которая предусматривает:

−       продажу электроэнергии пользователю;

−       контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

 

4. Географические границы товарного рынка

Географические границы товарного рынка должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения).

Так, географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее - АО-энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов).

В соответствии с пунктом 198 Основных положений, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика. Географическими границами товарного рынка приняты - территория Чеченской Республики.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на

товарном рынке

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничных рынках электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в их границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала исследования.

Так, в состав хозяйствующих субъектов входят:

-        гарантирующие поставщики,

-        независимые энергосбытовые организации,

-        производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении продуктовых и географических границ розничных рынков электрической энергии (мощности), определены хозяйствующие субъекты, действующие на рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема электрической энергии за исследуемый период в продуктовых и географических границах рассматриваемого рынка и долей энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках производится на основании объема продаж (поставок) в натуральном выражении (кВт.ч).

Объем розничных рынков электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничных рынках электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Результаты расчетов объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов заполняются в таблице:

Хозяйствующие субъекты на розничном рынке электрической энергии (мощности) по состоянию на 31.12.2018

 

Наименование ХС

Наименование товара, работ, услуг

Объем продаж (поставок) в натуральном выражении (млн. кВт.ч)

Доля ХС (%)

Географические границы товарного рынка

Гарантирующий поставщик

АО «Чеченэнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

 

2 819,97

 

100,0

 

Чеченская Республика

Сетевая организация

 

ОАО «Оборонэнерго»

 

ОАО «РЖД»

 

 

 

Купля-продажа

(поставка)

электрической

энергии

 

 

 

0,0

 

 

0,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,0

 

 

0,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чеченская Республика

Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках

Купля-продажа

(поставка)

электрической

энергии

 

-

 

-

 

-

 

 

Информация о тарифах и необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций

Наименование территориальной сетевой организации

Информация о необходимой валовой выручке (НВВ), тыс. руб.

Тарифы на передачу, руб./кВтч.

1 полугодие

2018 года

2 полугодие

2018 года

АО «Чеченэнерго»

2 846 138,38  

x

x

ОАО «РЖД»

16 434,83

1,81703

2,04260  

ОАО «Оборонэнерго»

32 629,64

1,37324  

1,22485  

Решений: о присвоении хозяйствующим субъектам на розничном рынке электрической энергии (мощности) статуса гарантирующего поставщика;

об определении (изменении) границ зон деятельности гарантирующих поставщиков;

о новых границах деятельности гарантирующего поставщика;

о внесении изменений в описание границ зоны деятельности гарантирующего поставщика, в 2018 году на принималось.

Антимонопольный орган в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии не обращался.

Субъекты генерации, участвующие в процессе ценообразования в регионе отсутствуют.

7. Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка, согласно п. 7.1 Порядка проведения анализа, используется коэффициент рыночной  концентрации (CR_n) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициенты рыночной концентрации и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана розничного рынка электроэнергии в Чеченской Республике по итогам 2018 года.

Показатели

2018 год

                       CR3

100 %

                       HHI

10000

В соответствии с п. 7.2 Порядка проведения анализа в соответствии со значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000, уровень концентрации товарного рынка считается высоким.

Розничный рынок электрической энергии Чеченской Республики следует отнести к рынку с высоким уровнем концентрации, т.к. в географических границах действия гарантирующих поставщиков коэффициенты рыночной концентрации CR3 составляют более 70%. Индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана в географических границах действия гарантирующих поставщиков составляют более 2000. Доля крупнейшего гарантирующего поставщика – АО «Чеченэнерго» в географических границах Чеченской Республики составляет 100 %, т.е. он занимает доминирующее положение.

 

8. Определение барьеров входа на товарный рынок

Согласно пункту 8.1 Порядка проведения анализа процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает:

– выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

– определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Согласно пункту 8.2 Порядка проведения анализа к барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения.

Барьеров входа на данный товарный рынок Чеченским УФАС России не установлено.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на розничном рынке электроэнергии

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что конкуренция на розничных рынках электрической энергии Чеченской Республики не развита. Розничный рынок электрической энергии Чеченской Республики относится к высококонцентрированному рынку, так как доля основного участника рынка 100 %.

Необходимо отметить, что розничные рынки электрической энергии все еще характеризуются высокой степенью концентрации в условиях неразвитой конкуренции. Кроме того, в случаях, когда потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, т.к. у иных энергосбытовых компаний не заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель, происходит формирование «локальных» рынков купли-продажи электрической энергии (мощности).

10. Выводы и предложения

Исходя из установления по результатам проведенного анализа доминирующего положения Акционерного общества «Чеченэнерго» на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики, следует вывод о целесообразности осуществления государственного контроля за рыночным поведением данного хозяйствующего субъекта, а также осуществления действий по предупреждению и пресечению злоупотреблений доминирующим положением.

11. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности.

         Ключевой показатель развития конкуренции для рынка купли-продажи электроэнергии (мощности) Чеченской Республике за 2018 год будет равен 100 процентам.

12. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации.

         Ключевой показатель развития конкуренции для рынка производства электроэнергии (мощности) Чеченской Республике за 2018 год также будет равен 100 процентам, без учета производства электроэнергии хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системам.

 

13. Анализ соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (мощности).

В 2018 году Чеченским УФАС России не выявлялись случаи совмещения естественно монопольных и конкурентных видов деятельности в сфере электроэнергетике.

Таким образом, Чеченским УФАС России не осуществлялись действия, перечисленные в главе 13 Методических рекомендаций по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2018 году.